Классификация речных судов

3 минут
14.07.2024
Речные транспортные средства могут классифицироваться по таким основаниям, как размер, назначение, тип двигателя и особенности конструкции. На последнем параметре, согласно Речному Регистру РФ, базируется подразделение судов на классы безопасности - “М”, “О”, “Л”, “Р”.
Характеристики, влияющие на класс речного транспортного средства, не в полной мере отражают его эксплуатационные возможности. Более того, классификация не учитывает все качества, определяющие надежность судна. Однако, показатели, по которым производится такая систематизация, можно назвать базовыми.
Использование судна возможно только в акватории, подходящей его классу. Разрядность водоемов и отдельных участков водных путей установлена законом. Например, Нева почти целиком принадлежит разряду “Р”, а Ладожское и Онежское озера - “М”, но обладают зонами разряда “О”. То, что судно пригодно для эксплуатации на одном участке реки, не означает, что его можно задействовать на любом отрезке водоема.



Судно класса “М” может применяться при волнах до 3 метров высотой и 40 см шириной, вне зависимости от прочих погодных условий, таких как дождь или снег. Открытые палубы должны быть оснащены фальшбортом выше 0,9 метра. Это самое строгое требование к значению данного показателя, выдвигаемое для речных судов.
Необходимо, чтобы люки и наружные двери имели соответствующие тип водонепроницаемости и конструкцию, а иллюминаторы – дополнительную металлическую рамку или, как морские суда, задраивающуюся глухую крышку из этого материала. Кроме того, нужно, чтобы транспорт обладал более длинной, чем у других речных судов, якорной цепью. Надстройки обязательно изготавливаются из металла.

Всепогодные речные суда класса “М”

Класс “О” у речного судна означает, что оно может безопасно функционировать при волнах до 2 метров высотой и 20 см шириной. Надстройка, как и на транспорте класса “М,” должна быть только металлической. Но использовать укрепленные и защищенные иллюминаторы уже не обязательно - подойдут и более простые окна.
Меньше предписаний предъявляется к количеству и качеству аварийного оборудования. На судах “М” могут использоваться навигационные устройства и инструменты связи с меньшим количеством характеристик. Эксплуатация без существенных ограничений возможна исключительно в акваториях разряда “О”.

Речной класс судна “О”

Суда этого класса, как правило, имеют плоское дно, вертикальные борты и легкую надстройку. Вместо иллюминаторов могут быть обычные окна с деревянными рамами. Принадлежность к данному типу позволяет транспорту применяться при волнах до 1,25 метра высотой и 12 метров шириной.

Речной класс судна “Р”

К данному виду относятся суда с осадкой не более 1,2 метра, предназначенные для передвижения по мелководным рекам. Вертикальное расстояние от ватерлинии до самой нижней точки корпуса у транспорта класса “Л” для малых рек еще меньше – оно составляет менее 0,5-0,7 метра. Суда могут не иметь экипажа и надстройки, оснащаться водометным двигателем.
Класс “Л” не следует путать со смешанным. При обозначении последнего также используется литера “Л” (лед). В таком случае знак “Л” является дополнительным и указывается после главного символа.

Речной класс “Л”

Дополнительный знак “ПР”

Буквы “ПР” в обозначении класса речного судна означают, что оно может эксплуатироваться в прибрежной зоне моря, если высота волны достигает не более 2 метров.
Суда класса “М-СП” представляют собой транспорт смешанного плавания, который можно задействовать в речных и прибрежных морских акваториях с высотой волны до 3,5 метра.

Добавочное обозначение “М-СП”